Информационные технологии на железнодорожном транспорте

Рассуждая о том, что позволит сделать коммуникацию более эффективной, хочется подчеркнуть значение современных информационных технологий. Достижения в этой области позволяют сделать обмен информацией совершенным. Персональный компьютер. сеть Internet, электронная почта, мобильные телесистемы, пейджинговая связь и многое другое — не только вехи времени, но и колоссальные возможности для тех. кто передает и принимает информацию.

Информационные технологии на железнодорожном транспорте позволяют существенно повысить достоверность, полноту и доступность технологической отраслевой информации, ускорить ее доставку, облегчить ее сложный анализ и способствовать принятию эффективных управленческих решений. Для успешного проведения информационно-технологической модернизации отрасли МПС России в 1997 г. приняло Программу «Основные направления развития телекоммуникаций и информатизации железнодорожного транспорта МПС России иа период до 2005 года». Ко времени выполнения Программы отрасль получит мощную информационно-вычислительную среду: Департамент информатизации и связи МПС России, Дирекция по строительству сетей связи и предприятие «Трансинформ» принимают активное участие в процессе реализации Программы. Научным координатором и организатором программно-технических разработок в области информатизации для железнодорожной отрасли выступает Всероссийский научно-исследовательский институт информатизации, автоматизации и связи (ВНИИАС). В рамках реализации программы в 2001 г. планируется завершить строительство инфотелекоммуникационной сети связи. Уже введена в действие первая очередь интегрированной системы мониторинга перевозочного процесса и диспетчерского управления — сети ЦУПов, начата эксплуатация системы номерного слежения вагонами ДИСПАРК, вводится в действие автоматизированная система управления (АСУ) контейнерными перевозками, внедряется система идентификации подвижного состава «Пальма», создан пусковой комплекс Центра ситуационного управления, обеспечивающего сбор информации о технико-экономическом состоянии отрасли и ее внешнем среде, внедрен комплекс информационных систем в СФТО, разрабатывается автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов «ЭТРАН», а также информационно-аналитическая система экономического мониторинга и прогнозирования (НАС ЭМиП). Начато внедрение проекта единой системы управления фииансами и ресурсами отрасли (ЕК АСУФР), которая призвана обеспечить финансовую прозрачность отрасли. Уже реализованы функции учета доходов и расходов в МПС России, на ряде дорог обеспечивается учет и управление материально-техническим снабжением и запасами. Развернуты работы по созданию единой модели перевозочного процесса (ЕМПП) — новой единой отраслевой базы данных и АСУ перевозочным процессом, которая будет действовать на ее основе.