Мода, актриса и манекенщица Елена Метёлкина в Садах Этрета — временное господство определённого жанра в какой-либо сфере жизни либо культуры. Определяет жанр либо тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, веселий и т. д., тот, что знаменит в обществе в определённый период времени. Представление моды зачастую обозначает самую непрочную и стремительно проходящую знаменитость. В представление моды также включается выбираемый в данную эру тип человеческого тела (скажем, во времена Рубенса ценилось пышное тело, а в начале XXI столетия ценится стройность).
Неотъемлемый признак моды — погоня за новизной; при этом степень новизны/модности предмета либо явления зависит не столько от его объективного времени создания (появления), сколько — от момента обретения им популярности и социального признания. Так, модными электронными гаджетами могут стать вдалеке не уникальные технологически (либо с точки зрения реальных потребительских свойств) приборы; модные элементы одежды — как правило, имеют прямые аналоги в прошлом.
Если явление либо предмет, будучи модным какой-либо отрезок времени, теряет новизну в глазах окружающих, то становится немодным (старомодным). Тяготение следовать моде неизменно привлекало внимание карикатуристов.
Два мотива движут модой. 1-й — подражание с целью перенять навык либо отличный вкус, 2-й — ужас оказаться вне социума, быть осмеянным (боязнь изоляции); по иной систематизации, подражание само по себе является формой биологической охраны.
В современном мире мода связана с сезонностью (весна-лето и осень-зима). При этом исторически ранее мода в одежде могла не меняться на протяжении тысячелетий; скажем, с IV тысячелетия до нашей эпохи и до II тысячелетия до нашей эпохи не менялась египетская мода.
Для наблюдения за модой существуют специализированные журналы, модные блоги, специализированные тренд-агентства.
Мода в одежде — это смена форм и примеров одежды, которая происходит в течение относительно коротких интервалов времени. Это словоупотребление восходит к XVII веку, когда французская придворная мода стала примером для всех европейских стран. С точки зрения искусства мода близка к концептуальному искусству, от того что она заключается в сочетании разных элементов (прическа, материалы одежды, фасон, цвет, аксессуары), создающих образ.
Мода в одежде связана с визуальным приближением вида тела к господствующим идеалам. Скажем, в Китае и Японии было модно деформировать девчонкам ступни, ограничивая их рост, что считалось знаком аристократизма, а в Европе деформировалось корсетом всё туловище. Кринолин подчёркивал превосходство и социальное расположение; вообще огромный расход ткани, скажем, на шлейф либо платье являлся показателем принадлежности к тому либо другому сословию.
Существенно влияет на моду сексуальность. В частности, в нынешней одежде сохраняется склонность к увеличению обнажённости, правда первоначально даже обнажение ног было революционно; в мужской одежде средневековья подчёркивались половые органы. О сексуальном значении одежды говорит также присутствие в определённый период в некоторых странах (скажем, в Индии) законов, вводящих санкции за ношение одежды иного пола.
Синдикат Высокой моды
Высокая мода, что буквально переводится как «высокое искусство пошива», обозначает личный пошив одежды высокого яруса качества и соответственной ценовой категории. Так как мастерство швейного искусства претендовало на звание высочайшего, то и Высокая мода стала высшим сегментом фэшн-рынка. Исторически сложилось, что мировой столицей Высокой моды стал Париж, в котором в 1858 году британец Чарльз Уорт сделал вначале свой 1-й Дом моды, а потом учредил Синдикат Высокой моды — объединение Домов моды, которые обшивали аристократию и финансовую верхушку социума.
Во время работы в швейном ателье одной из парижских мануфактур, Уорт женился на сослуживице — манекенщице Мари Верне. Модели шляпок и платьев, создаваемые Уортом для жены, начали пользоваться спросом среди заказчиков, которые просили пошить для них копии. Обнаружив богатого партнера-шведа, Уорт организовал собственное дело, которое скоро оказалось в сфере интересов французской императрицы Евгении, знаменитой законодательницы мод той эры. Заказчиками первого Дома Высокой моды стали многие аристократки и знаменитые женщины того времени, в том числе княгиня Паулина фон Меттерних и артистка Сара Бернар. Клиентки приезжали к Уорту в Париж даже из Бостона и Нью-Йорка.