Интернет-магазин — сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ. При этом продажа товаров осуществляется дистанционным способом и она накладывает ограничения на продаваемые товары. Так, в некоторых странах имеется запрет на интернет-торговлю алкоголем, оружием, ювелирными изделиями и другими товарами.
Управление интернет-магазином — это вид управленческой деятельности, связанный с бизнесом в сфере розничной или мелкооптовой интернет, в котором для взаимодействия продавца и покупателя используется сеть Интернет, это процесс планирования, координации и контроля бизнес-процессов в интернет-магазине. Суть данной деятельности состоит в организации торгового процесса с учетом особенностей интернета, как среды ведения торговой деятельности, как канала информационного взаимодействия продавца и покупателя при проведении сделок купли-продажи.
Концепция управления интернет-магазином — это комплекс взаимосвязанных действий для достижения поставленных целей. Этими целями являются: получение или увеличение прибыли, удовлетворение потребностей потребителя, повышение эффективности работы интернет-магазина. Достичь эти цели можно путём предложения конкурентоспособного товара по низким ценам, совершенствования бизнес-процессов в интернет-магазине, внедрения нового программного обеспечения. Основными задачами управления интернет-магазина являются изучение потребительского спроса и тенденции его изменения в будущем, анализ интернет-рынка, выявление неудовлетворенного спроса покупателей, изучение конкурентов. Таким образом в основе концепции управления интернет-магазином лежат требования интернет-рынка, существующие и потенциальные потребности потребителей.
Функции управления интернет-магазином
Основными функциями управления интернет-магазина являются: планирование (стратегическое и текущее), организация бизнес-процессов, мотивация и контроль, учет и анализ. Планирование — это важнейшая функция управления интернет-магазином, принципами которой являются непрерывность, точность, гибкость, экономичность. Организация бизнес-процессов представляет собой совокупность операций, которые обеспечивают наиболее целесообразное использование функций с целью выполнения установленных плановых заданий. Система мотиваций представляет собой совокупность поощрений и вознаграждений за выполнение определенной работы с наибольшей эффективностью. Для определения оценки мотивации прибегают к контролю, который заключается в наблюдении за ходом выполнения данной работы. С помощью учета результатов работы интернет-магазина достигается анализ его работы. Проанализировав результаты, можно приступать к новому этапу планирования.
Понятие и виды организационных структур для управления интернет-магазином
Организационная структура выражает соотношение власти и подчинения. Правильно организованная структура управления интернет-магазином играет большую роль в развитии организации и способности удерживать конкурирующие позиции на рынке. Каждое подразделение интернет-магазина участвует в выполнении определенных бизнес-процессов, совокупность которых образует замкнутый цикл. Под видами организационных структур для управления интернет-магазином понимают совокупность звеньев управления, которые занимают определенную иерархическую ступень. Существует множество организационных структур управления из которых можно выделить две большие группы: Иерархические структуры управления (классические, бюрократические, формальные, традиционные) — в которых четко выделены иерархия руководящего и рядового состава, централизовано принятие решений, узко определена ответственность в деятельности, которая прописана в используемых правилах и процедурах. Применяется в крупных и средних интернет-магазинах. Адаптивные структуры управления (гибкие) — широко развита динамичность в иерархии организации, небольшое количество уровней управления, слабо либо умеренно детализированы функции принятия решений, широко определена ответственность в деятельности.
Исследование систем управления интернет-магазином
Необходимость улучшения системы управления продиктована многими факторами, среди которых оптимизация структуры интернет-магазина, её функций, внедрение новейших технологий, программного обеспечения. Но чтобы улучшить работу интернет-магазина необходимо провести исследование систем управления. К 2012 году стали широко используются комплексные методы, которые представляют собой совокупность маркетинговых исследований, целью которых является сбор информации о конкурентах для усовершенствования процесса управления интернет-магазином. И основываясь на показания исследований проведенных в 2012 году, основной причиной расширения ассортимента товаров, улучшения качества обслуживания в интернет-магазине является движущая сила конкурентности и адаптация под потребительский спрос. Для проведения исследования систем управления можно выделить следующие основные аспекты: социально-демографические характеристики, средства поиска интернет-магазинов, факторы, влияющие на выбор интернет-магазина, ассортимент покупаемых товаров и частота совершения покупок в интернет-магазине, способы оплаты, мнения респондентов, пожелания и предложения респондентов. Таким образом, исследования системы помогают определить слабые и сильные места в управлении интернет-магазином, выделить целевые сегменты для прогнозирования и усовершенствования управления, оценки действующего управления интернет-магазином.