В поисках идеального фото

Фотокабина — устройство для автоматической съёмки и изготовления фотографий на документы, разновидность торгового автомата. Установка монтируется в отсеке специальной кабины с регулируемым стулом. До появления цифровой фотографии фотоавтоматы были самым быстрым способом получения документных снимков, которые были готовы через несколько минут, тогда как в фотоателье на срочный заказ уходило не меньше часа. Благодаря тому, что съёмка и изготовление фотографий происходят без участия фотографа, фотоавтоматы получили популярность в качестве развлечения созданием неформальных селфи.

Одноступенный фотопроцесс — технология быстрого получения позитивного фотографического изображения при помощи фотоматериалов с автоматическим проявлением встроенными химреактивами. Такие фотоматериалы обладают более сложным устройством, чем традиционные, но не требуют обработки в условиях фотолаборатории. На основе материалов одноступенного процесса существует моментальная фотография, которая до появления цифровой была единственным способом оперативного получения готовых снимков и получила широкое распространение среди фотолюбителей. Фотографическое качество изображения, получаемого при помощи технологии, уступает традиционным фотопроцессам, ограничивая её пригодность в профессиональной фотографии.

Коммерческое применение моментальная фотография нашла, главным образом для съёмки на документы и для контроля студийного освещения при использовании крупноформатных камер. В новостной фотожурналистике моментальные снимки были пригодны для немедленной передачи по фототелеграфу, повышая оперативность. Одноступенный фотопроцесс широко применялся также в медицине, науке и судебной практике. Особенностью фотоматериалов для моментальной фотографии был широкий диапазон светочувствительности: выпускались комплекты, обладавшие значением ISO до 20 000, недоступным для обычных плёнок.

За время существования одноступенного диффузионного фотопроцесса создано огромное количество разновидностей фотоматериалов этого типа. Всё их многообразие, выпускавшееся разными производителями, классифицируется в первую очередь по конструкции и формату, которые отражены в номере серии, а также по типам, отличающимся друг от друга сенсибилизацией, светочувствительностью, временем проявления и характером получаемого изображения: чёрно-белых или цветных фотографий или диапозитивов. Кроме того, некоторые типы кроме готового позитива позволяют получать негатив, пригодный для фотопечати. Другие в качестве негативного материала используют непрозрачную фотобумагу или обладают неразъёмной конструкцией. Фотоматериалы одной серии могут насчитывать несколько десятков различных типов. В зависимости от типа фотоаппарата и фотоматериала одна и та же серия может давать разные размеры кадра, в некоторых случаях используя его не полностью.

Роликовые комплекты Polaroid, впервые появившиеся в 1948 году, состояли из двух рулонов негативного материала и приёмной бумаги. Все разновидности, проявление которых происходило внутри фотоаппарата — серий 20, 30 и 40 — выпускались вплоть до 1992 года. Рольфильмы разных серий отличались форматом кадра, который составлял 2,5×3,25 дюйма для 20-й и 30-й серий, и 3,25×4,25 дюйма для 40-й. Советский фотокомплект «Момент» имел аналогичное устройство и соответствовал американской 40-й серии, рассчитанной на 8 кадров формата 7,2×9,5 сантиметров. Фотоматериалы с различным типом эмульсии в большинстве случаев имели обозначение, первая цифра которого отражала серию. Например, «тип-40» обладал ортохроматической сенсибилизацией и чувствительностью 100 ASA, давая изображение цвета сепии, а «тип-42» той же 40-й серии при панхроматической сенсибилизации и чувствительности 200 ASA обеспечивал нейтральный тон. Фотоматериал «тип-46» позволял получать чёрно-белые диапозитивы на панхроматической эмульсии 800 ASA. «Тип-410» выпускался для регистрации осциллограмм и обладал высокочувствительной панхроматической эмульсией 10 000 ASA. «Тип-48» стал одним из первых цветных фотокомплектов 40-й серии.

Одновременно с началом выпуска фотоматериалов одноступенного процесса появился новый класс фотоаппаратуры, предназначенной для моментальной фотографии. На протяжении большей части истории моментальной фотографии фотоаппараты для неё выпускались фирмой Polaroid и носили торговую марку «Land Camera», означавшую конструкцию, разработанную Эдвином Лэндом. От обычных фотоаппаратов такие камеры отличались устройством лентопротяжного тракта, рассчитанного на транспортировку двух рулонов одновременно, и содержащего специальные валики. Последние служат для разрушения капсул с проявляюще-фиксирующей пастой и её равномерного распределения между негативом и приёмной бумагой. Камеры одноступенного процесса строились, как правило, по схеме дальномерного фотоаппарата с центральным затвором в несменном объективе. Невысокая разрешающая способность одноступенных комплектов диктовала упрощённую конструкцию оптики и других устройств фотоаппаратов, первые модели которых были шкальными, а многие последующие — простейшими. Самым примитивным считается «Polaroid Swinger», продававшийся по цене всего 20 долларов. Кроме Polaroid такие камеры выпускались компаниями Keystone, Minolta и Konica. Kodak и Fujifilm также наладили выпуск фотоаппаратов для фотокомплектов собственного производства. В настоящий момент в продаже доступны камеры Fuji Instax для моментальных кассет стандарта Wide.

Распространение технологии сделало доступной съёмку на комплекты не только специализированными фотоаппаратами, но и системными, для которых появились адаптеры (также «задники» или «холдеры»), снабжённые аналогичным лентопротяжным трактом и приспособлениями. Каждой серии фотокомплектов соответствовал определённый тип кассет, выпускающихся для совместного использования. Такие адаптеры выпускались не только для крупноформатных и среднеформатных фотоаппаратов, но и для профессиональных малоформатных камер со сменной задней крышкой. С появлением листовых одноступенных комплектов и фильмпаков начат выпуск специализированных фотоаппаратов этих стандартов, а также задников соответствующих типов.