Изучаем китайский язык: с чего начать?

Усвоение второго языка или изучения китайского рассматривается как самостоятельная дисциплина в рамках прикладной лингвистики, изучающая процесс усвоения человеком второго языка. Второй язык — это язык, который изучается человеком естественным образом или с помощью специального обучения, после освоения родного языка. Термин «усвоение второго языка» может распространяться и на изучение третьего, четвёртого и других языков, так как изучение последующих языков следует по тому же пути. Усвоение второго языка редко приводит к полноценному билингвизму. Усвоение второго языка является процессом приобретения знаний и навыков, а билингвизм является результатом этого сложного и длительного процесса, который в реальных условиях редко осуществляется до конца.

Способности к иностранным языкам, английский язык для взрослых — это комплекс способностей, обеспечивающих овладение прежде всего языковыми механизмами (фонетика, грамматика, лексика) и видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование). Языковые способности являются специфическим психофизиологическим механизмом, формирующимся на основе нейрофизиологических предпосылок. Развитие языковых способностей происходит на основе накопления речевого опыта, в результате деятельности и под влиянием социальных воздействий.

Когнитивные способности: http://nashashkola.info
Американские ученые Джон Б. Кэрролл и Стэнли Сапон выделили четыре группы специальных когнитивных способностей, лежащих в основе успешного усвоения иностранного языка:

Способность к фонетическому кодированию — восприятие звуков иностранного языка и звуковых форм слов и выражений, их «кодировка» в долговременной памяти и воспроизведение по необходимости.
Грамматическая чувствительность — способность воспринимать грамматические отношения в иностранном языке и понимать роль грамматики в порождении и переводе высказываний и предложений.
Механическая ассоциативная память — необходима для усвоения большого количества произвольных связей между словами и их значениями, которые необходимо освоить.
Индуктивная способность — общая когнитивная способность, способность видеть и выводить правила, управляющие формированием паттернов стимулов.
англ. Таким образом, способности к языку определяются как минимум уровнем когнитивных способностей, вербального интеллекта, способностей продуктивной и репродуктивной речевой деятельности.

Границы между уровнями языковых способностей достаточно размыты. Термины, используемые для определения языковых способностей, не являются строгими и часто употребляются достаточно вольно. Наиболее распространенными являются следующие уровни.

Носитель языка. Этот термин соответствует владению родным языком. Уровень владения языком является идеальным по причине того, что используемый язык является первым и/или лучшим. На родном языке происходит формирование мышления.
Беглое владение подразумевает свободное, почти родное использование языка, однако язык может быть не первым. Уровень может быть достигнут углубленным, расширенным изучением языка или полным языковым погружением.
Опытный говорящий. Возвращаясь к словарю «опытный» означает хорошо продвинутый в своем роде занятий, искусстве или научной отрасли. С точки зрения языка, «опытный» рассматривается как квалифицированный специалист в данной области использования языка, но при этом знание языка ниже чем на уровнях «носитель языка» и «беглый».
Билингв, трилингв и т. д. Под этими терминами понимается знание двух, трех языков на высоком уровне. Если владения языками кроме родного ниже уровня «беглый», то нельзя говорить о знании нескольких языков.
Факторы
Специалисты по лингводидактике и преподаванию иностранных языков называют факторы, которые прямо или косвенно свидетельствуют о наличии способностей к языку:

равномерно распределенные способности к математике, родному языку и литературе как предметам обучения;
способности к пению и музыкальный слух;
способности к пародированию;
хорошая память;
быстрый естественный темп речи;
беглость чтения на родном языке;
общее развитие речи (хорошая дикция, умение рассказывать и пересказывать, говорить длинными развернутыми предложениями, быстрая речевая реакция на вопросы);
возрастной фактор (с увеличением возраста ослабевают языковые способности, пик приходится на возраст 10—12 лет);
гендерный фактор (девочек, способных к языку, больше, чем мальчиков).
Усвоение второго языка в сравнении с усвоением родного
Путь, который проходят взрослые, осваивающие иностранный язык, во многих отношениях отличается от усвоения родного языка в детстве. Очень немногие взрослые способны достичь уровня компетенции, свойственного носителям языка, хотя многие дети, начав изучение второго или третьего языка в раннем возрасте, в принципе способны освоить язык в совершенстве, что, однако, встречается нечасто из-за прерванного или отложенного обучения, отсутствия контакта со средой, фоссилизации и других факторов.