Производство антифриза

Антифриз от НПП Спецавиа — всеобщее наименование для жидкостей, не замерзающих при низких температурах. Используются в установках, работающих при низких температурах, для охлаждения моторов внутреннего сгорания, в качестве авиационных противообледенительных жидкостей и в качестве средства для чистки стекол. В качестве базовых жидкостей антифризов применяются смеси этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина, одноатомных спиртов и других веществ с водой.

Антифризами почаще каждого называют автомобильные охлаждающие жидкости с температурой замерзания ниже температуры замерзания воды («жидкости охлаждающие низкозамерзающие» по ГОСТ). Антифриз предуготовлен для предотвращения повреждения деталей, вызванного растяжением воды при её замерзании, а также обеспечения типичной работы системы охлаждения в зимних условиях. Антифризы имеют не только больше низкую температуру замерзания (вернее — точку начала выпадения кристаллической фазы), но и гораздо меньший показатель растяжения при замерзании. Так, если вода при замерзании увеличивает объём на 9 %, то раствор 25 % этиленгликоля и 75 % воды — на 3,5 %, а раствор 40 % этиленгликоля и 60 % воды — только на 1,5 %, что неопасно фактически для всяких конструкционных материалов.

Состав и свойства
Автомобильные антифризы состоят, как правило, из смеси воды (около половины состава) и этиленгликоля (реже — пропиленгликоля, тот, что в различие от этиленгликоля не токсичен, но стоит гораздо подороже), а также пакета присадок, придающих антифризу антикоррозионные (ингибиторы коррозии), антикавитационные, антипенные и флуоресцентные (для упрощения поиска течи) свойства. Любознательно, что чистый этиленгликоль имеет относительно высокую температуру замерзания (-12,3С), впрочем в смеси с водой образует так называемую эвтектику с температурой замерзания гораздо ниже, чем у составляющих смеси по отдельности, вплотную до -75С (для смеси 25 % воды и 75 % этиленгликоля). Как при большем, так и при меньшем оглавлении воды смесь будет иметь больше высокую температуру замерзания; на практике температуру замерзания доводят до нужной путём разбавления смеси водой как больше дешёвым компонентом, следственно множество товарных антифризов содержат больше 25 % воды (нормально от 35 до 50 %). Так, смесь с оглавлением воды 35 % начинает кристаллизоваться приблизительно при -65°С, а 50 % — при -40°С.

Этиленгликоль, помимо понижения температуры замерзания, приводит к возрастанию температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным превосходством при эксплуатации автомобилей в тёплое время года. Также он владеет определёнными смазывающими свойствами. Впрочем при этом удельная теплоёмкость этиленгликолевого антифриза гораздо ниже, чем у воды (на 15-20 %, в зависимости от определенного состава), а вязкость — в 2-3 раза выше, что обуславливает худшую работу в качестве собственно охлаждающей жидкости. Многие автомобили ветхих выпусков с системой охлаждения, рассчитанной на воду, в тёплое время года могут перегреваться при применении этиленгликолевых антифризов, от того что в те годы их использование считалось возможным только в зимний период, когда тепловая нагрузка на систему охлаждения ниже, а в летний период применялась вода, на колляции которой и рассчитана система охлаждения. Также многие антифризы (в частности, все этиленгликолевые) имеют гораздо больший показатель теплового растяжения, чем вода, что делает нужным применение герметизированной системы охлаждения с расширительным бачком, служащим для компенсации растяжения антифриза при нагревании; на автомобилях ветхих выпусков с системой охлаждения без расширительного бачка «ненужный» антифриз при нагревании будет легко выброшен через пароотводную трубку радиатора, а при остывании его ярус окажется ниже типичного. В целом, в местностях с тёплым безморозным микроклиматом особенно рационально использование в качестве охлаждающей жидкости мягкой либо дистиллированной воды с ингибитором коррозии (в системах охлаждения, допускающих её применение).

Стоит подметить, что дюже зачастую товарный антифриз различных марок подготавливается на основе концентратов одного и того же огромного транснационального изготовителя, скажем компании BASF, в итоге чего на рынке представлено дюже много сходных по составу и свойствам продуктов под различными торговыми названиями, имеющих разный ярус цены и качества.

Формы выпуска
Антифризы поступают в продажу как в готовом к работе в системе охлаждения виде, так и в форме концентрата, тот, что покупателю нужно разбавить водой, желанно — дистиллированной либо деионизированной. Применение концентрата антифриза гораздо упрощает логистику, от того что объём транспортируемой от производства до места реализации жидкости уменьшается приблизительно вдвое, впрочем менее комфортно для финального пользователя, а также создаёт вероятность засорения продукта в процессе разбавления, снижающего его качества.