Декорация — в широком значении слова — художественное украшение предмета либо помещения. Отсель глагол: декорировать — изготавливать художественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое на языке архитектуры в противоположность к термину «конструктивный» ко каждому тому, что не составляет нужного элемента в сооружении, не обусловливается требованиями механики и утилитарными целями, но служит единственно к приданию постройке изящнейшего вида. Декорация здания должна соответствовать его нраву и жанру, не нарушать его основных форм, а, наоборот того, выказывать их с допустимо большею ясностью и красотой.
Различают два рода декорации: «энергичную», чисто архитектурную, состоящую в грациозном расчислении нужных частей сооружения и к которой относятся, напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и «пассивную», чисто орнаментальную, прибегающую для оживления и многообразия стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи^ http://gbdesign.kz/dizayn-doma-v-astane-foto/.
С древних времён значимое значение получила декоративная живопись, составляющая специальную ветвь искусства, в истории которого её становление следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят изредка такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они выполнены на стенах и плафонах здания предпочтительно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но основным образом элемент её составляют орнаменты в суровом смысле слова, то есть прекрасные комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и звериного царства, офантазированных либо неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у различных народов, от вкуса и архитектурного жанра, господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление наименование декоративное искусство для различных направлений ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы производство грациозной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных пророческой, бронзы, обоев и других предметов роскоши и удобства, — словом, для каждого того, что у немцев принято называть Kleinkunste либо Kunstgewerbe.
Слово «декорация» каждого почаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением изготавливать иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Следственно сценические декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Основные комбинированные части всей сценической декорации — задник и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю её ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже либо перспективе находится на далеком плане; кулисы же суть куски полотна, больше тесные в сопоставлении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за иной, и представляют больше близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат падуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли — разные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д.
Художник, занимающийся исполнением сценических декораций и называемый декоратором, должен владеть сверхподготовкой, нужной для живописца вообще, некоторыми особыми знаниями: ему нужно в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе крайне широкий приём письма, уметь приноравливать свой колорит к огненному освещению, при котором обычно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, дабы в итоге его труда получалась колоритная атмосфера разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою либо вычурностью, но содействующая силе и дельности ощущения, изготавливаемого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор производит для неё макет, то есть крохотное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, чтобы по этой модели дозволено было предварительно судить об результате грядущего произведения. Приступая позже того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном расположении на полу своей мастерской, переводит на него (углём либо специального рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с поддержкой разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками.